Как осваивать информацию в терапии, запоминать ее и использовать в
практической деятельности
Речь пойдет о некоторых приемах,
которые помогают в освоении и запоминании огромной информации о болезнях, их
симптомах, методах лечения.
Прежде всего следует уметь
связывать большое количество симптомов болезней не столько с самими
заболеваниями, сколько с синдромами. Давайте посмотрим на следующий рисунок.
Студенту (врачу) надо быть
знакомым с многими методами исследования, многими симптомами, многими
болезнями. Но вот синдромов значительно меньше, и болезней, связанных с данным
одним синдромом также значительно меньше. Итак, первый прием для лучшего
запоминания и усвоения – связывать симптомы с синдромами и через них с
отдельными болезнями.
Почему несмотря на огромные
усилия, предпринимаемые врачом, студентом так трудно запоминается информация?
Полезно знать о некоторых «узких» местах человеческой памяти, в которой
хранится информация и используется для принятия диагностических решений и
решений по лечению больного.
Первое
«узкое место» мы находим в кратковременной памяти, где собственно говоря, и
принимаются все решения. В ней одновременно может храниться, запоминаться не
более 7±2 единиц информации, а чаще всего 5. Правда, эти единицы могут быть
разными по объему и значению, например 5 симптомов, 5 болезней или 5 синдромов.
Как расшить это «узкое место»? Помещать в него значимую информацию, от
которой можно отталкиваться для «загрузки» очередной порции, но не более 5- 6
признаков.
Второе
«узкое место» находится в долговременной памяти – главного хранилища всей
информации, объем которой практически не ограничен, но... к которому нет
прямого доступа. Для принятия решения эта информация должна быть введена в
кратковременную память. Есть два пути, на наш взгляд, для преодоления этого
«узкого места». Первый – это упорядочение, четкое структурирование
информации в долговременной памяти, например, для целей диагностики в системе
симптомы----синдромы---нозологические формы. Второй – использование
мнемонических приемов для извлечения информации в кратковременную память.
Следует упомянуть также о внешней памяти – книги,
справочники, компьютерные базы данных, которые помогают находить и хранить
информацию Проблема только в том, что эта информация в настоящее время крайне
велика, мало структурирована, к ней трудно подойти. Решение вопроса в этой
части заключается в более широком
использовании компьютерных систем – баз памяти и систем поддержки
принятия решений.
Далее.
На протяжении многих лет мы вели преподавание терапии с помощью опорных
схем-сигналов. Метод этот был предложен донецким педагогом М.Ф.Шаталовым. В
этих схемах, построенных в виде отдельных блоков информация (ключевые слова,
символы, значки переходов, последовательность мыслительных действий)
представляется в сжатом виде. Как правило, блоков в каждом сигнале 5-6, единиц информации в каждом блоке также не
более 7-8. Этим достигается структурирование информации в кратковременной и
долговременной памяти, появляются способы («крючочки» по В.Ф.Шаталову) для
извлечения необходимой информации из долговременной в кратковременную
память. Кроме того, опорные схемы-сигналы используются как мнемонические
приемы – один из наиболее эффективных методов для запоминания информации и
извлечения ее из долговременной памяти.
Теперь
посмотрим на первый рисунок. В нем изображены все четыре подхода для лучшего
усвоения и запоминания информации, но в виде круга. Все они неразрывно связаны
друг с другом и применяться должны в комплексе.
Мв
представляем в этом разделе сайта две демонстрационные версии опорных схем
сигналов – одна посвящена синдромам при заболеваниях внутренних органов, вторая
– комплекс опорных схем-сигналов в различных разделах терапии.
Литература
Терапия в опорных
схемах-сигналах (демонстрационная версия)
Синдромы при
заболеваниях внутренних органов (опорные схемы-сигналы)