Как осваивать информацию в терапии, запоминать ее и использовать в практической деятельности

 

 

 

Речь пойдет о некоторых приемах, которые помогают в освоении и запоминании огромной информации о болезнях, их симптомах, методах лечения.

 

Прежде всего следует уметь связывать большое количество симптомов болезней не столько с самими заболеваниями, сколько с синдромами. Давайте посмотрим на следующий рисунок.

 

 

 

Студенту (врачу) надо быть знакомым с многими методами исследования, многими симптомами, многими болезнями. Но вот синдромов значительно меньше, и болезней, связанных с данным одним синдромом также значительно меньше. Итак, первый прием для лучшего запоминания и усвоения – связывать симптомы с синдромами и через них с отдельными болезнями.

 

Почему несмотря на огромные усилия, предпринимаемые врачом, студентом так трудно запоминается информация? Полезно знать о некоторых «узких» местах человеческой памяти, в которой хранится информация и используется для принятия диагностических решений и решений по лечению больного.

 

Первое «узкое место» мы находим в кратковременной памяти, где собственно говоря, и принимаются все решения. В ней одновременно может храниться, запоминаться не более 7±2 единиц информации, а чаще всего 5. Правда, эти единицы могут быть разными по объему и значению, например 5 симптомов, 5 болезней или 5 синдромов. Как расшить это «узкое место»? Помещать в него значимую информацию, от которой можно отталкиваться для «загрузки» очередной порции, но не более 5- 6 признаков.

 

Второе «узкое место» находится в долговременной памяти – главного хранилища всей информации, объем которой практически не ограничен, но... к которому нет прямого доступа. Для принятия решения эта информация должна быть введена в кратковременную память. Есть два пути, на наш взгляд, для преодоления этого «узкого места». Первый – это упорядочение, четкое структурирование информации в долговременной памяти, например, для целей диагностики в системе симптомы----синдромы---нозологические формы. Второй – использование мнемонических приемов для извлечения информации в кратковременную память.

 

Следует упомянуть также о внешней памяти – книги, справочники, компьютерные базы данных, которые помогают находить и хранить информацию Проблема только в том, что эта информация в настоящее время крайне велика, мало структурирована, к ней трудно подойти. Решение вопроса в этой части заключается в более широком  использовании компьютерных систем – баз памяти и систем поддержки принятия решений.

 

Далее. На протяжении многих лет мы вели преподавание терапии с помощью опорных схем-сигналов. Метод этот был предложен донецким педагогом М.Ф.Шаталовым. В этих схемах, построенных в виде отдельных блоков информация (ключевые слова, символы, значки переходов, последовательность мыслительных действий) представляется в сжатом виде. Как правило, блоков  в каждом сигнале 5-6, единиц информации в каждом блоке также не более 7-8. Этим достигается структурирование информации в кратковременной и долговременной памяти, появляются способы («крючочки» по В.Ф.Шаталову) для извлечения необходимой информации из долговременной в кратковременную память. Кроме того, опорные схемы-сигналы используются как мнемонические приемы – один из наиболее эффективных методов для запоминания информации и извлечения ее из долговременной памяти.

 

Теперь посмотрим на первый рисунок. В нем изображены все четыре подхода для лучшего усвоения и запоминания информации, но в виде круга. Все они неразрывно связаны друг с другом и применяться должны в комплексе.

 

Мв представляем в этом разделе сайта две демонстрационные версии опорных схем сигналов – одна посвящена синдромам при заболеваниях внутренних органов, вторая – комплекс опорных схем-сигналов в различных разделах терапии.

 

 

Литература

 

 

 

 

Возврат на главную страницу

 

Терапия в опорных схемах-сигналах (демонстрационная версия)

 

Синдромы при заболеваниях внутренних органов (опорные схемы-сигналы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz